Сайт работает в тестовом режиме!

+998 (71) 555-55-55 icon

Искусство быть успешным. Узбекистан планирует стать заметным игроком на китайском рынке сельхозпродукции

18.10.2021

Узбекистан продолжает активно продвигать свою сельскохозяйственную продукцию на рынок Китая. Общие объемы поставок пока не так велики, как хотелось бы, однако многие эксперты отмечают, что главное здесь – динамика взаимодействия с властями КНР, которые крайне щепетильно относятся к продовольственной безопасности и допускают к себе на рынок только проверенных партнеров. И здесь Узбекистану есть чем гордиться. В 2020 году из Узбекистана в КНР были экспортированы 10 новых видов продовольственной продукции. При этом планы на перспективу серьезные: в течение ближайших пяти лет наша страна собирается как минимум в два раза удвоить объемы экспорта плодоовощей в Поднебесную, пишет Podrobno.uz.

Правильный курс

Узбекистан в первом полугодии экспортировал в Китай 37,9 тысячи тонн различной сельскохозяйственной продукции более чем на 31 миллион долларов. КНР заняла 6,5 процента в общем экспорте узбекских плодов и овощей. При этом отметим, что часть сельхозпродукции, выращиваемой в Узбекистане, также поставляется в Поднебесную реэкспортом через соседние страны – Казахстан и Кыргызстан.

На сегодняшний день Узбекистан уже получил разрешение на экспорт в КНР сельхозпродукции по 16 наименованиям. Среди них черешня, дыня, острый перец, гранат, маш, кунжут, изюм, сушеный абрикос, грецкий орех, соленые и сладкие косточки абрикоса, виноградные косточки, арахис, натуральный мед, сушеный острый перец и сушеный чернослив.

Такая позитивная динамика обусловлена успешной работой по устранению существующих торговых барьеров. Профильные ведомства двух стран продолжают реализацию ряда проектов по расширению номенклатуры и перечней поставщиков сельскохозяйственной продукции. В частности, одним из последних успехов в этом направлении стало подписание протокола о фитосанитарных требованиях и контроле за экспортом лимонов между Агентством по карантину и защите растений Узбекистана и Главным таможенным управлением КНР. Фактически именно этот документ стал пропуском для отечественных лимонов на рынок Поднебесной.

При этом для экспортеров в нем прописаны строгие правила. В первую очередь они обязаны зарегистрировать свои сады и теплицы в карантинных службах Узбекистана и Китая, а партии продукта не должны содержать вредителей, гнилых и увядших плодов, веток, листьев, корней и почву. Кроме того, сады и теплицы, в которых выращиваются лимоны, а также упаковочные предприятия должны находиться под постоянным контролем инспекторов Агентства по карантину и защите растений.

Эксперты говорят, что это огромный успех и потенциальные возможности для узбекских фермеров. Китай занимает второе место в мире по потреблению этого продукта – примерно 2,5 миллиона тонн в год. При этом китайцы ежегодно тратят свыше двух миллиардов долларов на покупку лимонов и, главное, что спрос на эту продукцию в обозримой перспективе будет только расти.

Другое перспективное направление – экспорт граната. Разрешение на отправку этой продукции в Китай было получено в апреле этого года. По данным экспертов, Узбекистан пока экспортирует сравнительно немного граната – от 10 тысяч до 15 тысяч тонн в год, при этом большая часть идет в Россию и другие страны СНГ. Китай же является крупнейшим мировым импортером этого продукта и завозит гранатов на астрономическую сумму в более чем один миллиард долларов в год.

Сезон предложения граната в Узбекистане обычно длится с сентября по ноябрь, что дает дополнительные преимущества отечественным производителям. Осталось дело за малым: развивать крупномасштабное коммерческое производство, хранение и селекцию новых сортов, чтобы соответствовать ожиданиям китайских покупателей.

Точки для роста

Наибольшим спросом в Китае среди всей сельскохозяйственной продукции из Узбекистана пользуется маш. Эта бобовая культура включена в рацион каждого китайца. Благодаря полезным свойствам в кулинарии его используют практически везде: готовят повседневные блюда, кондитерские изделия, муку, приправы, йогурты и различные напитки.

Следует отметить, что объемы экспорта узбекского маша в КНР только за последнее время увеличились почти в три раза – с 28 тысяч тонн в 2019 году до 75 тысяч тонн в 2020 году. При этом доля Узбекистана в общем объеме китайского импорта маша выросла с 26 процентов до 36,5 процента.

Климатические условия Узбекистана позволяют выращивать свежие фрукты, овощи и ягоды в большом количестве и широком ассортименте, это примерно 20 миллионов тонн плодоовощной продукции ежегодно. Такие объемы дают возможность стране успешно развивать отрасль переработки сельскохозяйственной продукции и входить в число крупнейших мировых производителей плодоовощных консервов, овощных и фруктовых соков, винодельческой продукции, безалкогольных напитков, фруктовых и овощных пюре, паст и сиропов, сушенных, сублимированных и замороженных фруктов и овощей.

Именно поэтому, по словам экспертов, с каждым годом растет интерес китайских компаний не только к импорту из Узбекистана свежих и сушеных фруктов, но и переработанных продуктов питания: джемов, консервов, сублимированной продукции, кондитерских изделий и других. Яркий пример этому – первые поставки отечественного меда в Поднебесную, которые были осуществлены в июне этого года.

Отметим, что Китай является крупнейшим производителем, потребителем и экспортером меда. В общей сложности ежегодно в стране производится около 305 тысяч тонн этой продукции. В прошлом году объем китайского импорта этого продукта достиг 4,3 тысячи тонн на 89 миллионов долларов. Основными поставщиками стали Новая Зеландия, Австралия, Таиланд, Германия, Канада, Великобритания, Франция и Россия. Теперь количество стран-экспортеров меда в Китай стало на одну больше, и Узбекистан имеет все шансы потеснить традиционных лидеров.

Разрешение на экспорт этой продукции получили шесть отечественных предприятий. Одно из них – джизакское предприятие XIVA Honey – уже начало отправки натурального меда в Поднебесную. Поставки осуществлены в рамках контракта, заключенного с крупной китайской дистрибьюторской компанией на сумму около 500 тысяч долларов. Для удовлетворения потребностей китайских покупателей, а также обеспечения требований местного рынка узбекское предприятие разработало специальный дизайн этикетки, тару и упаковку для экспортируемого меда.

Данному событию предшествовало подписание в августе 2019 года Протокола о надзорных, карантинных и ветеринарных требованиях, предъявляемых к экспорту данной продукции в Китай. В течение 2020 года была осуществлена проверка представленных узбекской стороной материалов и проведена инспекция пчеловодов, заинтересованных в экспорте в КНР. То есть весь процесс одобрения занял примерно два года.

При всех этих успехах отечественным производителям важно помнить одно: Китай – это один из самых конкурентных рынков на планете, в большинстве сегментов которого уже закрепились крупные экспортеры со всего мира. Узбекистанцам не обязательно доминировать на китайском рынке. Даже крошечная доля всего в нескольких секторах принесет стране огромные доходы.

Еще один важный момент. Пекин сегодня активно вкладывает значительные средства в обучение экспортеров из Центральной Азии пользованию различными каналами доставки товаров на китайские прилавки, а также в развитие фитосанитарной, логистической и транспортной инфраструктуры. Осталось дело за малым: оправдывать доверие китайских партнеров и максимально использовать предоставляемые возможности.

Источник: Podrobno.uz

 

Похожие новости